Первый космический

Одним из условий участия в эксперименте был подъем на высоту 100 км трех членов экипажа или одного человека с эквивалентным по весу грузом. Второй полет должен был быть осуществлен в течение двух недель с момента первого подъема на высоту. Предложением фонда X Prize заинтересовались сразу в нескольких компаниях - разработчиках аэрокосмической техники. В числе самых перспективных были проекты, предложенные Bigelow Aerospace, Blue Origin, EADS Astrium, Rocketplane Limited Inc., Space Adventures, Scaled Composites, The Spaceship Company. Лучшим проектом был признан корабль SpaceShipOne, разработанный инженерами Scaled Composites. Причем команда взяла приз задолго до окончания конкурса - на тот момент у SpaceShipOne не было ни одного серьезного конкурента.

Решение, предложенное в Scaled Composites, было нестандартным. SpaceShipOne выводился в воздух при помощи материнского корабля WhiteKnight. На высоте 14 км происходила отстыковка, затем выравнивание челнока, после чего включался ракетный двигатель. Пилоты корабля, принявшего практически вертикальное (84°) положение, в течение одной минуты выводили его на высоту 50 км. Перегрузки при этом достигали значения 3g, а скорость - 3500 км/ч. Следующие 50 км челнок двигался по инерции, и после трех минут в космосе пилоты складывали крылья и хвост корабля для облегчения его входа в верхние слои атмосферы. В свободном парении до высоты 17 км SpaceShipOne находился около 10 секунд, члены экипажа при этом испытывали перегрузки до 6g. Далее крылья и хвост по команде пилотов принимали исходное положение, и экипаж совершал посадку.

Первый космический

Цели вывести SpaceShipOne на околоземную орбиту не ставилось. Во-первых, для этого была необходима совсем иная скорость - 28 400 км/ч. Ее еще называют первой космической. Во-вторых, в этом случае корабль стал бы искусственным спутником Земли. И в-третьих, для завершения эксперимента и получения заветного гранта было достаточно достигнутых результатов. Несмотря на финансирование конкурса Ansari X Prize и, казалось бы, напрашивающееся сотрудничество со Scaled Composites, Ануше Ансари после своего полета в космос в 2006 г. решила начать работу с соперничающей компанией Space Adventures и Федеральным космическим агентством России. Предполагалось, что в рамках альянса будут созданы космические корабли для суборбитальных полетов.

К этому моменту разработками Scaled Composites вплотную заинтересовался английский миллиардер-эксцентрик Ричард Брэнсон. Еще в 2004 г. он объявил о создании Virgin Galactic - нового подразделения в принадлежащей ему корпорации Virgin Group. В результате соглашения, подписанного руководителями двух компаний, в Virgin Galactic начали разрабатывать проект коммерческих суборбитальных полетов на основе технологий Scaled Composites. Главным конструктором как был, так и остался Берт Рутан - легендарный инженер, спроектировавший многие легкие, но при этом высокоэффективные и мощные летательные аппараты. Самолет Voyager, на котором в 1986 г. был совершен первый в истории человечества беспосадочный полет вокруг Земли без дозаправки, - его рук и ума дело.

Именно Рутан разработал для SpaceShipOne гибридный двигатель, работающий на синтетическом полимере - полибутадиене и оксиде азота, а также придумал систему жизнеобеспечения для пилотов, благодаря чему во время полета они могли находиться в кабине без скафандров. Идея разделить корабль на две части - материнский аппарат и челнок - также принадлежит ему. Таким образом, SpaceShipOne получился меньше и легче, чем у конкурентов, и во многом благодаря этому команде Scaled Composites удалось выиграть конкурс Ansari X Prize.

Теги:
835
0 0
0 — голосов