Покоряя арктику

Сегодня экранопланы нашли себя в мирной жизни. США, Германия, Китай, Австралия, Южная Корея - все эти страны приняли национальные программы разработки и строительства коммерческих экранопланов. Использование этого транспорта признано эффективным для перевозки грузов и сменных команд шельфовых буровых установок, рыболовных судов и полярных станций. Россия также строит свой гражданский экранофлот. Военный «Орленок» превратился в пассажирское судно на 150 человек, предназначенное для обслуживания регулярных линий средней протяженности. Важнейшей задачей стала разработка МАГЭ (морского арктического геологоразведывательного экраноплана). В кооперации с украинским АНТК «Антонов» создан проект уникальной авиационно-морской спасательной системы.

Покоряя арктику

Человечество стоит перед новым вызовом, людям необходимы ресурсы океанского шельфа, в том числе арктического. Поэтому именно сейчас скоростной флот дождался своего ренессанса. Еще в1960-е Роберт Бартини разработал «Теорию межконтинентального транспорта Земли», в которой он дал оценку производительности различных транспортных средств - судов, самолетов и вертолетов - и определил, что наиболее эффективным видим транспорта для маршрутов длительной протяженности является амфибийный аппарат, использующий вертикальный взлет или воздушную подушку. Только в этом случае можно сразу убить двух зайцев: большая грузоподъемность сочетается с высокой скоростью и маневренностью судна.

Это практически на 100% соответствует условиям Арктики, которую из-за богатства природных ресурсов «вдруг стали осваивать и обживать «всем миром наперегонки». Поэтому в России восстановление традиции постройки экранопланов поддержала Арктическая торгово-транспортная компания. Под эгидой полярных транспортников сплотились многие инженеры и конструкторы из команды Ростислава Алексеева, а возглавил их коллектив ученик конструктора - Дмитрий Синицын. Эта организация работает в направлении, которое полностью вписывается концепцию использования экранопланов в транспортных системах, господствующую сейчас мире и предполагающую две формы организации транспортных потоков: аэропорт - акватория - аэропорт и гидропорт - акватория - гидропорт.

Первая схема подразумевает взлет экранопланов как классических самолетов, которые летят над акваторией в экранном режиме, а затем осуществляют посадку в аэропорте прибытия. Этот вариант ориентирован на достаточно развитую авиационную инфраструктуру. В рамках такой схемы работает американский Boeing, который строит первую коммерческую транспортную систему, используя проект военного сверхтяжелого самолета-экраноплана «Пеликан». Вторая формула предполагает базирование экраноплана на береговой площадке, его старт с воды и полет в экранном режиме с промежуточными посадками. Именно в этом направлении работает КБ Синицына, которое уже закончило проект уникального пассажирского экраноплана «Акваглайд-30». Его проектная скорость составляет 200 км/ч, дальность плавания-полета - 700 километров, мореходность - до трех баллов.

Уже в 2012 году персонал предприятий, работающих в зоне арктического шельфа России, сможет воспользоваться услугами «Акваглайда». В ближней перспективе экраноплан четвертого поколении пассажировместимостью до 200 человек и грузоподъемностью до 60 тонн. И мы можем быть уверены, что развитие скоростного флота позволит нам достичь решающего преимущества в освоении новых территорий, в том числе и в Арктике.

Теги:
1043
0 0
0 — голосов