Новые перспективы

В истории судов на воздушной подушке (СВП) наступил новый этап после изобретения в 1955 году англичанином Кристофером Коккереллом сопловой схемы формирования воздушной полушки. Построенное на основе этих изобретений судно в 1959 году впервые пересекло Ла-Манш в качестве амфибийного пассажирского парома. Однако открывшиеся возможности были быстро оценены спецами из ВМФ, которые разглядели преимущества амфибийных СВП для десантных операций военного флота и тут же засекретили такие разработки. В СССР подобными проектами занялись в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз». СВП начали строить серийно, в строй вошли более 90 десантных и ударных кораблей водоизмещением от 27 до 555 TOHH.

Новые перспективы

Апофеозом этой серии стал «Зубр» - до сих пор он остается крупнейшим СВП в мире.

Полученный военными судостроителями опыт и наступившее в мировой политике потепление позволили в XXI веке построить множество экспериментальных гражданских СВП водоизмещением более 150 тонн, для эксплуатации в грузовых и пассажирских перевозках. У СВП появились новые перспективные направления развития, в которых специалисты отдают этим судам приоритеты. Это освоение дельт рек, передвижение по мелководным и засоренным фарватерам, замерзающим акваториям Севера и Дальнего Востока. Кроме того, проектируются крупные СВП для грузопассажирских линий специального назначения по работам на шельфе. Возможности экранопланов в XX веке также первыми разглядели военные специалисты. Они оценили, что движение на высокой скорости в небольшом отрыве от водной поверхности исключает поражение существующими образцами минно-торпедного оружия, затрудняет своевременное обнаружение корабельными РЛС и снижает эффективность средств ПВО. По техническим заданиям военпредов научно-исследовательские центры различных стран построили около 40 экспериментальных «изделий».

За рубежом строительство экранопланов связывают с именем уже упоминавшегося Александра Липпишина, эмигрировавшего в США и спроектировавшего в 1964 году экраноплан Х-112. «Самолетная» схема экраноплана появилась в недрах оборонного отдела фирмы Boeing. Подобные работы вели в ФРГ Хайнц Фишер (схема с шатрообразным крылом и Т-образным оперением) и Гюнтер Йорг (тандемная схема – крылья друг за другом). СССР стремился не отставать от Запада, и в ЦКБ Алексеева занялись созданием боевых экранопланов, в том числе ударных «охотников за авианосцами», противолодочных и транспортно-десантных аппаратов.

Теги:
899
0 0
0 — голосов