На подушке из воздуха

Уменьшить сопротивление волы может и «воздушная смазка». Эта мысль также зародилась в умах конструкторов еще в конце XIX века. Они предположили, что мощный вентилятор, нагнетая воздух под днище судна и тем самым подняв его над водой, способен ликвидировать сопротивляемость водной среды. Теоретические расчеты были реализованы в 1915 году Дагобертом Мюллером фон Томамюлем - австрийский аристократ построил военный катер, разогнавшийся до 40 узлов. В теории «кораблей на подушке» важнейший след оставил Константин Циолковский, который в 1921 году написал статью «Трение и сопротивление воздуха», где обосновал и разработал принцип движения на воздушной подушке. Производство таких кораблей в СССР начал в 1934 году конструктор Владимир Левков. До начала Второй мировой войны он руководил созданием 15 катеров водоизмещением от 12 до15 тонн.

На подушке из воздуха

Эффект экрана - резкое возрастание подъемной силы несущих крыльев вблизи поверхности воды - также не остался без внимания ученых, работавших над увеличением скорости морских судов. Дерзкая идея частично воплотилась в жизнь в 1930-е, но первым в мире действующим экрапопланом стал аппарат Нейла Дискинеона, построенный в 1963 году. Его машина, «летающее крыло», свободно выходила на расчетный режим полета и двигалась нал водой на высоте 20-30 сантиметров.

В Финляндии над экранопланом работал Томас Каарчо, в Швеции - Ипгвар Троенг, в США - Дональд Уорнер, в Германии - Александр Яиппиш. В СССР проект экраноплана разработал создатель парашютных систем Павел Гроховский.

Военные разных стран быстро поняли, что скоростной морской флот может стать залогом победы в боевых действиях на море, поэтому все подобные разработки были долгое время засекречены. Немецкий конструктор Ганс фон Шертель в ходе Второй мировой войны построил и спустил на воду несколько торпедных катеров, патрульных и десантных кораблей на подводных крыльях. При водоизмещении 45-50 тонн они развивали крейсерскую скорость до 50 узлов (93 км/ч). Также был построен десантный танконосец водоизмещением 80 тонн. Великобритания очень опасалась подобных разработок, ведь они резко повышали шансы нацистов на высадку десанта в южной Англии. Годы послевоенного «холодного мира» довели водоизмещение судов на подводных крыльях (СПК) до 400 тонн - это были так называемые «убийцы авианосцев». Их конструкция хранилась за семью печатями в секретных отделах флотских штабов. Для нужд военных были построены и приняты на вооружение ракетные корабли в США, Италии, Израиле, Японии. Не отставал и военно-морской флот Советского Союза, имевший в своем составе три противолодочных корабля на подводных крыльях, малый ракетный корабль, 16 сторожевых и 18 ракетных катеров.

США и сейчас не оставляют планов создания СПК большого водоизмещении для авианесущих группировок. Так, компания Boeing обнародовала планы по постройке кораблей на подводных крыльях водоизмещением 1680 и 4470 тонн, способных разогнаться до 45-50 узлов. Первые же СПК для мирного использования создавались в 1950-е годы в СССР - конструктором Ростиславом Алексеевым. Он и его коллектив сделали в этой области так много, что крылатые корабли стали называть «русскими». Сейчас уже трудно представить организацию прибрежных морских и речных перевозок пассажиров в нашей стране без «Ракет», «Метеоров», «Комет», «Колхид», «Буревестников», «Спутников», «Восходов» и «Циклонов» - все они разработаны под руководством Алексеева. Кризис после распада СССР в отрасли скоростного судостроения в России постепенно преодолевается, и можно рассчитывать, что вскоре семейство «русских кораблей» продолжит успешное развитие.

Теги:
866
0 0
0 — голосов