По законам классики

  • 27.01.2012 07:54
  • Рубрика: Авиация
  • Автор: gekakr76
  • Комментариев - 0
  • 796

Когда программа RRJ только запускалась, будущий лайнер называли летающим чудом XXI в. судя по всему, журналисты тогда несколько увлеклись, цитируя чьи-то эмоциональные высказывания. SSJ100 сам по себе не уникум, а нормальный современный самолет, которому еще предстоит пройти испытания на качество. Хорошо известно, что до сих пор знаменитое ОКБ «сухого» занималось только боевыми машинами, а пассажирский лайнер слишком уж отличается от истребителя. И, хотя в составе холдинга «сухой» специально для работы по новому проекту была создана особая структура под названием «Гражданские самолеты «сухого» (ГСС), даже специально отобранным инженерам и конструкторам пришлось нелегко.

По законам классики

Боевой самолет делается очень прочным, чтобы выдерживать огромные перегрузки и стойко переносить повреждения от огня противника, но срок службы крылатого бойца относительно невелик - в мирное время истребитель больше стоит под чехлами, чем летает. Пассажирский самолет проектируют нежным, гибким, «тонкокожим». Однако ресурс в конструкцию закладывают огромный - десятки лет лайнер должен летать «без устали», принося авиакомпании живые деньги. SSJ100 является ближнемагистральным лайнером, по западной классификации - региональным. Такие самолеты летают по относительно коротким маршрутам и совершают несколько рейсов (взлетов-посадок) в день, поэтому и требования к их ресурсу и прочности довольно серьезные. Но все же совсем не такие, как к истребителю. Именно разница подходов к проектированию, принципиально иные технологические процессы, другие нормы и стандарты стали главной трудностью для специалистов ГСС. Тем не менее, результат налицо - самолет летает.

Внешне SSJ100 похож на большинство современных гражданских самолетов. Сравните его с американским Boeing 737, европейским Airbus А320 или бразильским Embraer 190 - вряд ли вы увидите отличия. Выходит, SSJ100 - плагиат? Вовсе нет. При всем многообразии схем и компоновок реактивных гражданских самолетов в долгой эволюционной борьбе победила классическая схема - низкоплан (крыло сопрягается с фюзеляжем снизу) со стреловидным крылом и двумя или четырьмя двигателями, подвешенными под ним на пилонах. Другие схемы имеют свои преимущества, но по соотношению плюсов и минусов классика заметно выигрывает.

Печатью здорового консерватизма отмечен не только внешний облик SSJ100, но и его конструкция. Создатели самолета не стали увлекаться широким использованием модных композиционных материалов и новейших металлических сплавов, их использовали очень ограниченно. Конечно, традиционные авиастроительные материалы увеличивают массу SSJ100, но совсем немного. Зато есть гарантия, что конструкция, эксплуатируемая долгие годы, будет вести себя предсказуемо, а значит - надежно. Не это ли главное для пассажира?

Теги:
796
0 0
0 — голосов